2000-е в Казахстане, как и в России, принято называть тучными нулевыми: до 2007 года темпы экономического роста в стране были одними из самых высоких в мире. И хотя затем наступила череда кризисов, местные жители не унывают: они отправляют деньги родственникам за границу, с размахом празднуют той и чувствуют себя все счастливее.
Тратят половину доходов на еду
По данным Национального бюро статистики Казахстана, жители страны в среднем тратят на еду почти 53% дохода. В докризисном 2007 году этот показатель был заметно меньше — около 36%. Все дело в высокой инфляции: в 2022 году она составила 16%. Еда за год подорожала больше чем на 20%, а отдельные продукты еще сильнее: мука — на 43%, сахар — сразу на 80%.
Правительство пытается бороться с постоянным ростом цен. Например, договорилось с четырьмя крупнейшими заводами о заморозке цен на отечественный сахар на 12 месяцев, установило предельную наценку на социально значимые продукты на уровне 15% и старается снизить ее в рознице до 10% — меморандумы об этом власти подписывают с региональными торговыми сетями. Кроме того, часть супермаркетов в стране кредитуют из государственного бюджета, в обмен на льготные ставки такие магазины должны продавать некоторые товары дешевле рынка.
Отправляют деньги за рубеж
Сейчас в Казахстане живет чуть больше 19,6 млн человек. Еще 7 млн бывших жителей страны уехало в другие государства, причем почти половина — 3,7 млн человек — в 2018—2019 годах.
Родственники поддерживают друг с другом связь, в том числе финансовую. Однако в отличие, например, от кубинцев, казахстанцы переводят за рубеж почти в четыре раза больше денег, чем получают из-за границы. Чаще всего средства отправляют в Узбекистан, Турцию и Россию. Обратно в Казахстан деньги идут из России, Узбекистана и Южной Кореи. Для переводов используют «Золотую корону», это самая популярная система платежей в стране.
Гуляют с размахом
Ироничная местная поговорка «Казах без понтов — беспонтовый казах» подтверждает: здесь часто живут не по средствам. «Принцип „чем мы хуже других?“ действует безоговорочно. Чтобы оплатить тот же той, казах будет работать в трех местах и худеть от переживаний — только бы выглядеть лучше, чем он есть на самом деле», — говорит местный журналист. Той (свадьбу) называют чуть ли не главным праздником в стране, проводить его принято с масштабом: до пандемии средней считалась свадьба на 500 человек, а большой — от 800. В среднем расходы на одного гостя составляют 20—25 тысяч тенге (2,6—3,2 тысячи рублей) — легко посчитать, во сколько обойдется многолюдный банкет.
Есть и другие «атрибуты роскоши», на которые жители Казахстана готовы раскошелиться. Среди них — красивые автомобильные номера (официально — «госномера повышенного спроса»): на них в 2021 году потратили 4,385 млрд тенге (около 570 млн рублей). И премиальные смартфоны — свои первые кредиты казахстанская молодежь берет в основном на такие покупки.
Платят калым за невесту
Еще одна расходная статья, связанная со свадьбой, — калым, компенсация затрат родителям невесты, которые ее вырастили и обеспечивали, а теперь отпускают из семьи. Если после пандемии на свадьбах стали экономить, то калым, наоборот, вырос на 50% и теперь в среднем составляет 1,5—2 млн тенге (194—260 тысяч рублей). Его не обязательно платят деньгами: подарком в сельской местности может стать скот, в городе — ковры, бытовая техника, ценные вещи.
Калым — дело серьезное, поэтому состав и размеры выплаты заранее обсуждаются обеими сторонами, а некоторые юристы даже предлагают сделать ее предметом договора — по аналогии с брачным контрактом. Возможно, это защитит права супругов при разводе. Сейчас суды Казахстана нередко рассматривают иски от бывших женихов или их родителей, которые требуют возврата калыма — например, если молодые расстались вскоре после свадьбы. Но обычно такие разбирательства заканчиваются ничем — суд рассматривает калым как добровольный дар.
Живут без финансовой подушки
С такими высокими расходами на еду, атрибуты роскоши и торжества неудивительно, что у казахстанцев традиционно не очень хорошо с накоплениями. Доля тех, кто делает хоть какие-то сбережения, снижается каждый год: в 2017 году запасливых жителей страны было около 20%, в 2019 году — уже меньше 15%. При этом, по данным Международного центра экономической грамотности, половина держала свободные деньги просто «под матрасом». В центре социальных и политических исследований «Стратегия» отмечают, что треть казахстанцев вообще не имеет никаких накоплений, а еще трети этих сбережений хватит максимум на 1—3 месяца безработной жизни.
Покупают жилье за счет пенсий
Найти деньги на собственную квартиру при таких финансовых привычках тоже сложно. Но в Казахстане есть интересный закон: в любом возрасте работающий житель страны может изъять часть своих пенсионных накоплений и использовать их для улучшения жилищных условий — покупки квартиры, ремонта или погашения ипотеки. По данным Единого накопительного пенсионного фонда, за период с января 2021 года по февраль 2022 года было исполнено почти 800 тысяч заявлений вкладчиков на улучшение жилищных условий, на эти цели переведено 2,5 трлн тенге (325 млрд рублей). Это серьезно подстегнуло местный рынок недвижимости: в 2021 году количество сделок на нем было рекордно высоким.
Кстати, тратить часть будущей пенсии можно и на медицинские цели — общая сумма выплат на лечение за этот же период составила 143,4 млрд тенге (18,6 млрд рублей).
Из инвестиций предпочитают золото и ПИФы
В Казахстане работают две биржи: Astana International Exchange (AIX), которая торгует только ценными бумагами иностранных компаний, и универсальная Казахстанская фондовая биржа (KASE) — на ней в основном представлены местные эмитенты. При этом доля частных инвесторов в фондовый рынок в Казахстане очень низкая — всего 4,1%. Большая часть тех, кто пришел на биржу за последние пару лет — люди в возрасте 18—24 лет. Более взрослые казахстанцы предпочитают вкладываться в низкорискованные и консервативные финансовые инструменты. Они чаще остальных жителей стран СНГ используют сберегательные счета и срочные депозиты. Также растет популярность ПИФов (объем торгов такими активами вырос в 1,8 раза за 2021 год) и облигаций микрофинансовых организаций.
Еще один распространенный актив — золото. В 2017 году в Казахстане запустили программу по продаже и выкупу мерных слитков аффинированного золота. Банки продают их населению и обещают гарантированно выкупить их «день в день». Всего с начала программы было продано 101 846 золотых слитков общим весом 3,4 тонны. Такой высокий спрос на драгметалл обусловлен тем, что казахстанцы не доверяют стабильности тенге и иностранных валют, а заодно сомневаются в устойчивости отечественных банков.
Чувствуют себя финансово грамотными и счастливыми
В прошлом году индекс финансовой грамотности населения Казахстана составил 39,52% — на 0,45 пункта больше, чем в 2020 году. Самый большой рост — сразу на 16 пунктов — показал параметр «Информированность о финансовой системе».
Интересно, что вместе с финансовой грамотностью вырос и индекс счастья: за четыре неполных года страна прошла путь от 60-го места в мировом рейтинге до 40-го. В будущее казахстанцы смотрят с оптимизмом: 80% населения ожидают, что в среднесрочной перспективе их положение улучшится.
Что еще почитать: