В то время как небольшое балканское государство ведет переговоры о вступлении в ЕС, местное население придумывает способы использовать историческое наследие коммунистического периода, а миллионы людей бегут от бедности и коррупции за границу. Разбираемся в финансовых привычках албанцев.
Экономят на мясе и молоке
После турбулентных 1990-х Албания пережила период быстрого роста: в 2000—2008 годах ВВП увеличивался в среднем на 6,2% в год. После кризиса 2009 года рост возобновился, но с меньшим темпом: в 2014—2018 года экономика росла в среднем на 3% в год. Важнейшим источником доходов остается агропромышленный сектор, в котором занято 40% населения, он приносит около 20% ВВП. К тому же в энергобалансе страны велика доля гидроэлектроэнергии, из-за этого экономика уязвима перед природными катаклизмами — засухой и наводнениями.
По данным национальной статистики, около 20% населения страны живут за чертой бедности. Средняя зарплата в Албании в третьем квартале 2022 года составляла почти 62 тысячи лек, или около 40 тысяч рублей. Обычная албанская семья тратит на еду более 40% своего бюджета. Еще 10% уходит на коммунальные услуги, 7% — на мебель и одежду. В сумме на базовые нужды уходит почти 60% дохода. При этом в структуре потребления из-за подорожания падает доля мясных и молочных продуктов, подсолнечного масла. Одновременно растет потребление хлеба.
Открывают много кафе и часто пьют кофе
Несмотря на бедность, Албания считается одним из мировых лидеров по количеству кафе на душу населения. По итогам 2016 года в стране было 18 795 заведений общепита, на каждые 100 тысяч человек приходилось по 654 заведения. Для сравнения, в Италии на 100 тысяч жителей приходится 250 кафе и баров. У такой плотности заведений несколько причин. Во-первых, это объясняется ролью кофе в национальной культуре: его пьют в гостях, на деловых встречах, при сватовстве и в других жизненных ситуациях. И именно кофе чаще всего заказывают в кафе.
Во-вторых, страна активно развивает туристическую отрасль: в последние 20 лет она росла в среднем на 17% каждый год и стала одним из главных источников валютной выручки. Доля туризма в ВВП в 2018 году составила 8,8%, а косвенный вклад отрасли в экономику Всемирный банк оценивает в 27%.
Зарабатывают на бункерах
В наследие от коммунистической эпохи Албании досталось более 170 тысяч бетонных бункеров. Местный диктатор Энвер Ходжа запустил их строительство после того, как в середине XX века разорвал отношения и с капиталистическими странами, и с социалистическим блоком. Ходжа был уверен, что страна окружена врагами, и на нее неминуемо нападут, но войны так и не случилось, и после его смерти программу «бункеризации» свернули.
Сегодня избавиться от такой постройки на своем участке по карману далеко не каждому: снос одного бункера оценивают примерно в 800 евро, это больше средней зарплаты в стране. Поэтому жители стали сами придумывать, как им использовать невостребованную военную инфраструктуру: держали в них скот, хранили зерно, разбирали на стройматериалы. Некоторые адаптировали бункеры, чтобы на них зарабатывать: открывали бары, пиццерии, хостелы, в Шкодере в бункере открыли тату-салон.
Выплачивают ипотеку всю жизнь
Рост доходов албанцев не успевает за ростом цен на недвижимость. Срок выплаты ипотеки за квартиру площадью 90 квадратных метров в Тиране в 2022 году составлял 64 года — при условии, что заемщик получал среднюю зарплату и выплачивал банку по 30% из нее ежемесячно. Это значит, что полноценным собственником квартиры житель Албании со средней зарплатой может стать уже в глубокой старости (пенсионный возраст в стране для женщин — 62 года, а для мужчин — 65 лет). Еще в 2015 году ожидаемый срок выплат был на 24 года меньше, то есть шанс закрыть ипотеку до пенсии был куда выше.
Уезжают на заработки за границу
У албанцев одна из крупнейших в мире диаспор: считается, что в Турции, США, Греции, Италии и других странах проживают несколько миллионов людей албанского происхождения. По примерным оценкам правительства, при численности населения страны 2,79 миллиона человек, 1,4 миллиона граждан Албании живут и работают в других странах, до ¾ из них — в Греции и Италии.
Потоки уезжающих из-за безработицы и коррупции продолжают расти. При этом отъезд часто связан с большими рисками и финансовыми вложениями: например, нелегально перебраться в Великобританию стоит около 5 тысяч фунтов (примерно в 10 раз больше средней месячной зарплаты в Албании).
Не доверяют банкам
В 1990-х годах из-за слабого финансового регулирования в стране стали популярны финансовые пирамиды: в 1996 году в них инвестировал каждый третий житель страны. Когда в 1997 году пирамиды рухнули, это больно ударило по благосостоянию населения. Сегодня опросы показывают, что доля тех, кто пользуется разными финансовыми продуктами, в Албании в 2—4 раза ниже среднемировой. Например, платежные инструменты используют 29%, сберегательные — 22%, кредитные — 13%, страховые — 9%.
Инвестируют в фонды
К началу 2022 года количество людей, вкладывающих средства в инвестфонды в Албании, превысило 40 тысяч, рост за 2021 год составил почти 23%. Основные игроки на этом рынке — банки и страховые компании. В начале 2022 года четырьмя из 11 лицензированных инвестфондов управляла компания Raiffeisen Invest, на эти фонды приходилось 93% активов всего рынка.
На фонды в национальной валюте приходится 88% рынка. Они вкладывают средства в основном в госдолг. Валютные фонды тоже инвестируют преимущественно в инструменты с низким уровнем риска: облигации других государств и корпораций. Вложениями в акции по состоянию на начало 2022 года занимались только четыре фонда, но на них в сумме приходилось менее 1% активов на рынке.
Что еще почитать: