У Анны Деньгиной из Москвы семья под стать фамилии: мама экономист, муж профессионально занимается инвестициями, сама она долго работала в банке, а потом стала сооснователем сервиса «Финансовое здоровье». Интерес к теме денег по наследству передался младшему поколению: 6-летний сын Анны Данил, для родных просто Данич, копит на квадроцикл, пользуется банковской картой и инвестирует в акции вместе с мамой. Она рассказала, почему уроки финансового воспитания не стоит проводить за партой и как сделать ведение домашнего бюджета увлекательной игрой.
Кошелек и другие игрушки: как я создала подходящую среду для обучения
С финансовой стороной жизни я познакомилась еще в детстве: мама-экономист работала в сфере ЖКХ и часто рассказывала, откуда берутся деньги на благоустройство города, как рассчитывают тарифы на вывоз мусора, кто платит за электричество — даже водила на экскурсию в котельную. Уже с 12 лет я начала подрабатывать тренером по шейпингу (аэробным упражнениям), а в студенчестве устроилась работать в банк. Доросла до управляющего директора, занималась в том числе финансовым развитием сотрудников. А когда родился Данич, поняла, что хочу использовать свои колоссальные знания именно в обучении детей, в первую очередь своего сына.
С раннего детства финансовое воспитание Данича происходит не за партой, а органично вплетается в повседневный быт. Когда сыну не было года, он начал собирать ракушки в большую банку, а я подумала: буду давать ему еще и монеты и рассказывать, как здорово их копить. Потом, когда он стал интересоваться моим кошельком, я не сказала: «Нельзя, не трогай, это для взрослых». А, наоборот, предложила: «Смотри, как классно! Давай покажу все, что здесь есть: деньги, карточки из банка и магазинов — и расскажу, для чего они нужны».
Очень помогает атмосфера в семье: дома с мужем мы часто обсуждаем финансовые вопросы — эта тема не табуирована. Ребенок все впитывает, поэтому диалоги и игры про деньги рождаются сами собой. Мы идем по магазину, он спрашивает: «А почему бутылки с водой разного объема стоят одинаково?» И вот мы уже обсуждаем маркетинговые ловушки производителей и как в них не попадаться. Я давно убедилась: когда родитель говорит, как педагог, его не воспринимают всерьез. Поэтому часто действую интуитивно и иду за естественным интересом Данича.
«Зубной» менеджмент: как я научила сына финансовой ответственности
В своем финансовом поведении Данич больше похож на транжиру: любит покупать, получает от этого много радости — настоящий потребитель. Он растет в ресурсной среде стабильного достатка, поэтому особых дефицитов у него нет. Когда он был помладше, то постоянно приходил к нам с мужем с просьбой купить новые игрушки. Тогда я начала плавно подводить его к мысли, что все это не бесплатно.
Например, в пять лет стала давать ему деньги, чтобы он сам оплачивал свои занятия по актерскому мастерству — сначала наличными, затем переводом на банковскую карту. Потом попросила его помогать оплачивать занятия Ромы — это мой младший сын. Под моим присмотром Данич сам переводит нужную сумму тренеру с моей карты. Еще научила его вносить совместные расходы в мое приложение: выпили молочный коктейль, оплатили картой, дальше он сам смотрит сумму на чеке и вбивает ее в телефон. А недавно внедрила «зубной» проект: Данич следит, когда у него заканчивается зубная паста, а щетка изнашивается, сообщает нам, получает на это целевые деньги, а потом выбирает и оплачивает покупку.
Когда сын стал понимать, что мы за все платим, у него вырос градус ответственности. Теперь он может сказать: «Мам, давай на этой неделе не будем покупать игрушки, лучше деньги не тратить», и я вижу, что усилия не пропали даром.
Доход шестилетки: как мой сын ведет свой бизнес и получает стипендию
В пять лет я начала давать сыну по 200—300 рублей в неделю на карманные расходы и продолжаю до сих пор. Это его единственный регулярный источник дохода, но периодически случаются подработки. Вообще я за то, чтобы поощрять детей за помощь по дому, но не любую. Есть обязательные вещи на благо семьи, которые все делают бесплатно: уборка, мытье посуды. А есть дополнительные — условно, покрасить забор. У нас в роли «забора» выступают фото для блога: иногда Данич мне позирует и получает за это 200 рублей. Есть у него «спортивная стипендия» — выплаты за зарядку. По 150—200 рублей за выпавший зуб сыну приносит зубная фея.
Еще у Данича был свой бизнес. Мы с ним делали карточки с полезными советами по финансовому воспитанию детей и продавали их за 500 рублей через мой сайт и соцсети. Это был целый бизнес-процесс: заказать тираж в типографии, пойти на почту, отправить по разным адресам. Тогда заработали примерно 6 тысяч рублей, которые я сложила на его первый счет в банке.
Анна договорилась с сыном, что скоро они обновят карточки и снова запустят их в продажу
Недавно Данич получил первый доход от инвестиций. Он спросил, что такое «Газпром», я начала объяснять, и постепенно мы перешли к тому, что каждый может стать владельцем части большой компании. Ему стало интересно, и мы вместе купили акции на 4 тысячи рублей. Как только мы это сделали, цена чуть-чуть выросла. Было столько восторга от того, что наши деньги работают.
От машинок к квадроциклу: как мы научились ставить финансовые цели и по шагам к ним идти
Первой крупной финансовой целью Данича была база Щенячьего патруля за 7,5 тысячи рублей. Он увидел ее в детском магазине, где мы до этого раз в неделю покупали машинки «Хот Вилс» по 139 рублей. Я ему сказала: «Дружок, прекрасно! Но база стоит больше, чем весь твой автопарк, поэтому сейчас мы перестанем покупать новые машинки и начнем копить». Мы завели красивую коробку, куда складывали купюры. Каждое новое поступление фиксировали в таблице-трекере на пять колонок: «Дата», «Накоплено», «Добавлено», «Итого» и «Осталось до цели». Я начертила ее от руки и повесила на холодильник.
Данич накопил 7,5 тысячи рублей, но передумал покупать базу — потратил деньги на другие игрушки, но был очень этому рад.
Теперь Данич хочет квадроцикл за 42 тысячи рублей. Это более масштабный финансовый проект, к которому он подошел со всей серьезностью. Мы определили источники накоплений: карманные деньги, подарки и подработки. За четыре месяца сын накопил 33 тысячи рублей (спасибо щедрым родным и друзьям, которые делали «взнос» на день рождения). И все было бы отлично, но летом мы отдыхали в Евпатории, и теперь он хочет кролика. Все-таки Данич — обычный ребенок, у которого постоянно возникают разные желания, но я надеюсь, что на этот раз он сохранит фокус на цели.
Таблицы Excel и интерфейс приложений слишком сложны для маленького ребенка, поэтому суммы накопления Анна фиксирует на листе А4, который висит на холодильнике
Хочу, чтобы сын понимал, что с помощью денег можно менять мир к лучшему
Я стараюсь научить ребенка не только финансовой грамотности и технологиям накоплений. Хочу донести главное: деньги сами по себе — не цель. Стоит относиться к ним как к ресурсу, который помогает повышать качество жизни.
А еще с их помощью можно делать мир лучше. Это хороший предпринимательский навык, который уже начинает развиваться у сына. Он говорит: «Когда я буду богатым, смогу построить детский сад, школу, магазин». Я отвечаю: «Да, классно. Это то как раз для чего нужны деньги — чтобы что-то придумывать, создавать новые рабочие места».
И Данич уже делает первые шаги в этом направлении: мы с ним обсуждаем истории создания разных брендов, он ходит на детские экскурсии на производства, участвует в мастер-классах — ему интересно смотреть, как делаются разные вещи. Думаю, в будущем все это очень ему пригодится.