С 28 января 2021 года крупнейший на российском рынке фонд золота FinEx Gold (FXGD) переходит на физическую репликацию золота (инвестиционная цель фонда будет реализовываться за счет покупки физических слитков).
Находиться золото будет в хранилище одного из крупнейших игроков мирового рынка золота — ICBC Standard Bank (подробнее о хранении).
Несмотря на изменение способа репликации, фонд продолжит точно отслеживать изменение цены базового актива. В составе активов фонда будут исключительно золотые слитки, соответствующие стандарту London Bullion Market Association (LBMA) — крупнейшей ассоциации, представляющей (и формирующей) рынок драгоценных металлов. И это значит, что золото в фонде — максимально ликвидное.
Зачем нужен стандарт LBMA?
Золото — один из самых популярных активов у инвесторов. По данным Bloomberg, только в одних ETF/ETP на драгоценные металлы хранится золота на 200 млрд долларов США. Золото нужно и для ювелирных изделий, и для различных отраслей промышленности. При этом его очень мало: если распределить все добытое золото среди населения Земли, каждому достанется меньше унции (1 тройская унция = 31,1 грамма).
Есть множество способов инвестирования в этот драгоценный металл, но самый понятный — приобретение физического золота, например, в форме золотых слитков в отделениях банков или акций фондов, владеющих золотыми слитками.
Как торговать золотом и не опасаться за качество актива? Путь был найден в концентрации сделок на лондонском рынке. Для упрощения, стандартизации и контроля международного рынка драгоценных металлов в 1987 году была создана Лондонская ассоциация рынка драгоценных металлов (LBMA).
London Bullion Market Association (LBMA) — главная ассоциация участников лондонского рынка драгметаллов, задающая правила игры. LBMA координирует всю активность, связанную с торговлей драгоценными металлами на лондонском рынке драгоценных слитков.
Вот основные задачи LBMA:
- ведение The London Good Delivery Lists — списка аккредитованных и одобренных аффинажных заводов (плавильщиков и «пробирщиков» драгоценных металлов);
- координация клиринга (расчетов) и хранения драгоценных слитков;
- продвижение добросовестных практик торговли драгоценными металлами;
- разработка стандартов операций с драгоценными металлами;
- создание спецификаций золотых слитков, которые обязаны соблюдать участники при торговле на лондонском рынке драгоценных металлов (только такие слитки можно назвать хорошими или стандартными).
Благодаря такой стандартизации все аккредитованные участники лондонского рынка точно уверены, что приобретаемые слитки соответствуют заявленным стандартам, а другие участники рынка, включая аффинажные заводы, соблюдают экологические и этические принципы, описанные в кодексе (Global Precious Metals Code). Это значит, что ни один из слитков, в которые вложены активы фонда, не будет дискредитирован и сможет выдержать самый строгий аудит LBMA.
Слитки: хорошие («good delivery») и все остальные
Спецификации The Good Delivery Rules for Gold and Silver Bars публикуются на сайте LBMA. Согласно правилам LBMA, содержание золота в слитке должно быть не менее 99,5%, а вес находиться в диапазон от 350 до 430 тройских унций (примерно 10,8—13 килограммов). Традиционно такие слитки называют 400-унциевыми.
Все ведущие «золотые» фонды, включая FinEx Gold, имеют в своем проспекте требование по обеспечению активами исключительно стандарта Good Delivery. Только слитки, соответствующие этим стандартам, имеют право торговаться на Лондонском OTC рынке металлов.
Вот, например, цитата из проспекта американского «золотого» фонда SPDR GLDM:
All Gold Bullion must be of at least a minimum fineness (or purity) of 995 parts per 1,000 (99.5%) and otherwise conform to the rules, regulations, practices and customs of the LBMA, including the specifications for a London Good Delivery Bar. Все золотые слитки [в составе активов фонда] должны иметь чистоту не менее 99,5% и в остальном отвечать правилам, нормативам, практикам делового оборота LBMA, включая спецификацию London Good Delivery Bars.
Поддержание фондом стандартов LBMA подразумевает не только использование одобренных золотых слитков. Кастодиан и аудитор фонда также должны быть одобрены LBMA и независимы друг от друга. Хранилище кастодиана или суб-кастодиана фонда должно соответствовать стандартам и находиться либо в Лондоне, либо в Цюрихе (Москвы в этом списке, к сожалению, нет). При этом самым ликвидным будет считаться именно золото с лондонской «пропиской».
Не все то золото
Стоит помнить, что не все золото одинаково. Посмотрим на близкий к нам пример российских золотых стандартов. Согласно ГОСТ 28058-2015, вес слитков может находиться исключительно в пределах от 11 до 13,3 килограмма, иметь форму усеченной пирамиды и содержать не менее 99,95% золота. В таких слитках хранится весь золотой запас Российской Федерации. При этом стандарты золотых слитков, предлагаемых населению банками, могут существенно отличаться как по форме и весу, так и по содержанию золота и наличию других примесей, так как регулируются уже другим стандартом — ГОСТ Р 51572-2000. Согласно ему, население может покупать золотые слитки весом от 1 до 1000 граммов и чистотой не менее 99,5%, что уже ощутимо ниже минимальных требований к слиткам на хранении ЦБ РФ. Но проверить, действительно ли слиток на все 99,5% состоит из золота и не имеет других примесей, без обращения к специалистам фактически невозможно. Российские паевые фонды также имеют право приобретать микрослитки, чем активно пользуются.
При инвестировании в фонд золота полезно убедиться, что все слитки, в которые вложены активы, отвечают принципам Good Delivery. Сделать это можно, проверив список слитков (если фонд публикует такую информацию). В противном случае появляется риск недостаточной ликвидности того или иного слитка, а значит, и проблем с оценкой или прямых потерь из-за неизбежных скидок при продаже «нестандарта» («неликвида»).