Ретроавтомобили и коллекционные кроссовки от Канье Уэста. Что это, бездумная трата денег или выгодные инвестиции?
Иметь коллекцию ритуальных африканских масок или редких наборов LEGO — это модно. Еще больше зависти и восхищения вызывает коллекционер, если он не просто тратит деньги, а умеет заработать на своем увлечении. Investments of passion или «инвестиции страсти» могут принести сотни процентов прибыли, но, как и любая страсть, могут быть разрушительны.
От увлечений к спекуляциям
В начале XVII века у состоятельных голландцев было в моде увлечение тюльпанами редких сортов. Цена тюльпановой луковицы могла достигать тысячи гульденов за луковицу — стоимости дома или небольшого бизнеса. Торговали не только живым товаром, но и своеобразными фьючерсами, необеспеченными договорами на поставку луковиц в будущем.
Ажиотаж постепенно охватил людей, далеких от коллекционирования и от выращивания тюльпанов. К лету 1636 года в спекулятивную торговлю расписками на поставку луковиц включились те, кого сейчас назвали бы средним классом: мелкие торговцы и квалифицированные ремесленники. Они не были ценителями тюльпанов, но перепродажа расписок приносила спекулянтам до 30% дохода в день. В течение ноября — декабря 1636 года цены взлетели в 18 раз, но уже в феврале 1637 года ценовой пузырь лопнул и большинство спекулянтов разорилось.
Конструкторы LEGO, как оказалось, тоже далеко не игрушка. В декабре 2018-го было опубликовано исследование ВШЭ, утверждающее, что среднегодовая доходность от инвестирования в LEGO составляет не менее 11%. Отдача наиболее удачных вложений поражает воображение сотнями процентов прибыли, так, цена коллекционных наборов LEGO Star Wars, купленных за $4 в 2014 году достигала на аукционе Ebay цены $29 уже в 2015 году, а сейчас приблизилась к $70.
Существует и целая индустрия продажи коллекционной спортивной обуви. Момент поступления в продажу новой коллекции от легендарных дизайнеров по ажиотажу сравним со стартом продаж нового айфона. Предпродажные записи и многодневные очереди вознаграждаются мгновенной прибылью. Коллекционные кроссовки, к примеру такие, как Yeezy Boost от Adidas, купленные на официальном старте продаж за 16 тыс. рублей, могут стоить больше 30 тыс. рублей при перепродаже с рук.
И наконец эталонный пример «коллекционных» инвестиций — классическая живопись. Ее доходность тоже может быть впечатляющей, как и разочарование в случае ошибки.
Например, картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» была продана в 1958 году на аукционе Сотбис всего за 45 фунтов стерлингов. В тот момент считалось, что это работа одного из учеников да Винчи. С каждой последующей перепродажей ее цена росла, пока наконец в 2017 году «Спаситель мира» не был продан саудовскому принцу за $450 млн, из которых $50 млн составила комиссия аукционного дома. По результатам этой сделки «Спаситель мира» стал самым дорогим произведением искусства в мире. Правда, в 2019 году известный искусствовед Бен Люис со ссылкой на группу авторитетных экспертов допустил, что картина — подделка. И если это предположение подтвердится, реальная стоимость полотна составит не более $1200.
Трезвый взгляд финансиста
Если вы страстный коллекционер, то инвестиционные намерения — лишь оправдание ваших трат в глазах окружающих.
Если вы очень богатый человек, то даже дорогостоящие прихоти не причинят вам большого финансового вреда.
Если же вы обычный человек и ваша задача — сохранить и приумножить свой капитал, стоит трезво оценить потенциальные риски вложения денег в любые небиржевые активы.
- Доходность вложений в роскошь полностью непредсказуема. Возникновение спроса на такие активы и его дальнейшая динамика не подчиняются фундаментальным экономическим законам. Читая о 40% годовой доходности вложений в коллекционный виски, надо понимать, что организованному рынку инвестиций в виски меньше 10 лет, и помнить про историю с голландскими тюльпанами.
- Низкая ликвидность. На рынке предметов роскоши никто не торопится, поиски покупателя на дорогую картину или коллекционный автомобиль легко могут длиться несколько месяцев и даже лет.
- Физическое владение раритетом стоит денег. И покупка и продажа редкостей связаны с уплатой комиссий от 2% до 10% либо с риском купить подделку. Подтверждение подлинности раритета требует либо затрат на экспертизу, либо затрат на создание безупречной репутации самого продавца.
- Инвестиции трудно планировать. Когда ценность актива в его эксклюзивности, о регулярных инвестициях говорить не приходится.
И самое главное. На графике ниже — результат исследования Credit Suisse о средней доходности инвестиций в роскошь за прошедшие 100 с лишним лет, с 1900 по 2017 гг., по группам активов. Ни старинные скрипки, ни вино, ни спортивные автомобили не могут конкурировать по уровню доходности с мировым рынком акций — world equities (красная ниточка на графике).
В 2018 году банк Credit Suisse опубликовал масштабное исследование, из которого следует, что очень богатые люди (ultra-high net worth individuals, с капиталом от $30 млн) вкладывают в предметы роскоши и коллекционирования не более 6% своего состояния.
То есть примерно ¾ своего состояния они вкладывают в активы финансового рынка, в коммерческую недвижимость и в собственный бизнес и совсем немного оставляют на предметы роскоши. Имея какое-то увлечение в коллекционировании, доставляющее радость и удовольствие, можно подсмотреть правило этих 6% на роскошь у долларовых миллионеров и тратить на дорогое хобби не больше.
Если же вы просто хотите получать отдачу от своих инвестиций на уровне рынка (один доллар, вложенный в акции в 1900 году, превратился бы к 2017 году в 387 долларов — все та же красная ниточка на графике выше), достаточно использовать инструменты индексного инвестирования, исключающие риск неверного выбора отдельных акций.