Наш новый герой — лейтенант российской армии. Его контракт закончится в 2025 году, после чего Алексей (имя изменено по просьбе героя) хочет сосредоточиться на инвестициях. Уже сегодня он вкладывает 70% зарплаты в дивидендные акции российских компаний и учит этому других военнослужащих. Мы поговорили с Алексеем об ограничениях для военных-инвесторов и узнали, какие профессиональные качества пригодились ему на фондовом рынке.
Бюджет в блокнотике, которому не хватило дисциплины
Мои родители часто повторяли, что деньги любят счет, и советовали мне вести что-то вроде финансовой отчетности. Поэтому уже лет с пятнадцати я записывал в блокнотик, сколько заработал, сколько потратил и на что, а потом переносил эти данные в Excel-таблицу. Правда, копить и преумножать капитал мне это никак не помогало — деньги всегда куда-то уходили.
Исправить ситуацию помогла учеба в военном училище, куда я пошел по примеру дедушки. Там я научился пунктуальности, ответственности, дисциплинированности. Теперь, если говорю себе, что должен откладывать столько-то денег в месяц, делаю это, а если не получается, работаю над ошибками.
Желание заработать как враг инвестиций
В университете у меня был близкий друг, который неплохо разбирался в фондовом рынке. Для меня это был дремучий лес, но, послушав его рассказы, я стал погружаться в тему. И настолько вник, что на 4 курсе открыл брокерский счет и вложил 30 тысяч рублей. Как сейчас помню эту картину: я взял ноутбук, пришел с ним в кафе и купил акции АФК «Система», «Газпрома», МТС и «Детского мира».
Было интересно, но страшно: я боялся больших минусов. К счастью, акции пошли в рост. За первый месяц я заработал тысячу рублей и начал регулярно пополнять счет на 5—10 тысяч рублей в месяц. К концу 5 курса общая стоимость моего портфеля составляла около 150 тысяч, а еще через год, когда я начал работать, уже 350 тысяч рублей.
Тогда я и совершил свою главную ошибку: заработав суммарно 70 тысяч рублей, решил зафиксировать эту сумму и в январе 2021 года продал портфель. Побоялся, что дальше рынок будет только падать: в новостях говорили, что грядет сильная коррекция, все просядет. Плюс сработали жадность и желание быстро заработать. Если бы я не продал портфель, то заработал бы гораздо больше, но тогда я не смотрел в долгосрок.
Я вывел сбережения на накопительный счет, но не знал, что с ними делать. Хотя и понимал: депозит точно не вариант, деньги просто будут дешеветь пропорционально проценту инфляции. Уже в марте 2021 года я снова начал инвестировать, но на этот раз более осознанно: сначала определился, зачем возвращаюсь на фондовый рынок и насколько готов рисковать.
Начну с первого. Моя цель — через 10—15 лет получать 100 тысяч рублей в месяц в качестве дивидендов. Поэтому 90% моего портфеля — это российские дивидендные акции. При покупке ценных бумаг я смотрю на государственное участие в компании: если государство само получает от нее дивиденды, оно заинтересовано в росте компании и будет ее поддерживать. Также оцениваю экспортоориентированность бизнеса и глобальность отрасли: важно, чтобы продукты компании были интересны клиентам не только внутри страны, но и за ее пределами. Из очевидных параметров — дивидендная доходность, а также соотношение заемного капитала к собственному, рост выручки и прибыли от года к году. В итоге сегодня у меня есть бумаги «Газпрома», «Фосагро», «Алросы», «Детского мира», АФК «Система», НЛМК, ММК, «Лукойла», «Сбербанка» и Segezha Group. Каждая позиция занимает 7—10% портфеля.
Еще 2% в моем портфеле занимает FXGD, я купил его, когда искал защитный актив и на статистике за последние 20 лет изучал, как золото ведет себя в сложных ситуациях на рынке. Пока я вложил в FXGD всего 20 тысяч рублей и не разочаровался: даже во время большой новогодней коррекции золото подросло в цене. Вскоре я планирую увеличить его долю в портфеле до 10% и добавить к своим ETF-активам еще и FXIT.
Общая стоимость моего портфеля — 1,3 млн рублей, дивидендная доходность — 9,5%, а накопленная — 20%. При этом я знаю свой уровень допустимого риска (я решил, что это 20% капитала) и могу не волноваться по поводу просадок. Бывало, я терял и 5, и 50 тысяч рублей, потом возвращался в плюс, затем снова оказывался в минусе — и реагировал на это спокойно, потому что знал: в долгосрочной перспективе портфель вырастет.
Я стал увереннее и в декабре вложил 4,5 тысячи долларов в криптовалюту. Заработал за одну неделю 400 долларов, потом сразу потерял 700, а сейчас у меня на счету −200 долларов. Я понимаю, что криптовалютный рынок очень волатилен, здесь многое зависит от доминации биткоина, но, тем не менее, если повезет, можно хорошо заработать.
Главное ограничение в инвестициях для военных — время
Военнослужащим на некоторых руководящих должностях или тем, у кого есть доступ к сведениям особой важности, запрещено инвестировать в иностранные финансовые инструменты (ими, кстати, могут считаться и акции некоторых российских компаний, например «Русагро». — Примечание редакции). Им также нужно отчитываться в войсковых кадровых органах о доходах и расходах — за себя и членов семьи. Но моя должность в этот перечень не входит, а значит, на меня эти ограничения не распространяются.
Равно как и на многих других военных. Мы можем покупать зарубежные активы, просто должны подавать декларацию 3-НДФЛ, если, например, получаем дивиденды от иностранных компаний. Самим фактом владения такими активами военнослужащий ничего не нарушает. Но это только в теории. А на практике начальству это может не понравиться. Поэтому проще выбирать российские акции и ETF, тогда не придется подавать декларацию: доходы от биржевых фондов реинвестируются, а дивиденды от российских бумаг приходят уже за вычетом НДФЛ.
А вот использовать мобильные телефоны «с расширенными мультимедийными возможностями», как их называют в армии, запрещено любому военному. Смартфоном на службе пользоваться нельзя, а я зачастую не могу без него обойтись — хочется быть в курсе изменений на рынке. Поэтому телефон приходится прятать. Был случай, когда из-за этого я не только не заработал деньги, но и потерял их: меня заметили с телефоном в буфете и лишили премии в 75 тысяч рублей.
Но главное ограничение для тех, кто служит в ВС РФ, — недостаток времени. У меня есть всего 4—5 часов в день, когда я предоставлен сам себе. Этого хватает только на спорт и книги: сейчас, например, я читаю «Капитал» Карла Маркса, а для будущих командировок приберег «Продавца обуви» и «Волка с Уолл-Стрит». У большинства моих сослуживцев времени не хватает даже на это, и я не могу их осуждать. В армии тебя так выжимают, что вечером хочется упасть на диван и просто расслабиться. Но есть в этом и плюсы: сил и времени тратить деньги не остается — я не тусуюсь, не покупаю дорогих вещей, поэтому спокойно могу направлять 70% дохода на инвестиции.
Мой контракт закончится в 2025 году, и я не планирую его продлевать. Так что у меня есть три года, чтобы создать почву для своего будущего через 10—15 лет: хочу не думать о деньгах и просто получать пассивный доход вдобавок к основному.
Инвестиции для этого — отличный способ. Мне нравится не только самому разбираться в них, но и делиться опытом с другими, это помогает закрепить знания и дарит радость от того, что кто-то узнает новое благодаря тебе. Поэтому в сентябре 2021 года я завел телеграм-канал Man Invest, где делюсь знаниями и своим инвестиционным подходом. Сегодня его читают 5 тысяч человек. Как ни странно, военных среди них меньшинство: недавно я проводил опрос, и оказалось, что 60% моих подписчиков — гражданские. Тем не менее в личку чаще пишут именно люди, связанные с армией: делятся своими портфелями, благодарят за то, что я их вдохновил.
Всем новым читателям канала я советую ставить себе инвестиционную цель: не нужно идти на фондовый рынок просто потому, что так делают все. Еще важно решить, сколько вы готовы потерять. Но главное — просто начать.
Разбор портфеля
У инвестора дивидендная стратегия, поэтому логично, что 90% портфеля составляют дивидендные акции отдельных компаний. Еще 2% вложено в золото с помощью фонда FXGD и инвестор планирует увеличить его долю. Обычно под золото отводится в портфеле 5-10% от общей стоимости, так как это волатильный актив, его стоимость сильно колеблется, но из-за низкой корреляции или взаимосвязи с рынком акций его принято считать защитным активом. Так как в предложенном портфеле большую часть составляют акции, золото будет хорошо проявлять свои свойства диверсификации.
Также инвестор рассказал о своих планах добавить в состав портфеля FXIT. Это даст возможность снизить риск российского рынка, который пока присутствует в портфеле. И дополнительно распределить вложения по большому количеству компаний, в FXIT их порядка 100 штук.
Сейчас в портфеле акции представлены отдельными бумагами с выплатой дивидендов. Это может быть эффективным подходом для инвестора, который готов изучать рынок и выбирать отдельные акции для включения в портфель. Но если такого желания нет, а дивиденды получать хотелось бы, можно использовать технику самостоятельного создания дивидендов из инструментов с реинвестированием. Мы писали об этом здесь. Таким образом, у инвестора будет возможность инвестировать в российский рынок с помощью индексного фонда и при необходимости выводить сумму в размере дивидендной доходности.
Информация в тексте не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Инвестиции связаны с риском.
Что еще почитать:
- Анна, 42 года: как я продаю ненужные вещи на Авито, а вырученные деньги инвестирую
- Михаил, 27 лет: как я бросил курить и начал инвестировать 115 рублей в день, которые экономлю на сигаретах
- Андрей, 55 лет: как я начал инвестировать, продал все бумаги, а теперь хочу накопить на пенсию
- Максим, 37 лет: как я инвестирую больше 70% своего дохода