В новостях регулярно говорят о риске новых экономических пузырей: опасность видят то в акциях технологических компаний, то в криптовалютах. Разберемся, как в прошлом лопались пузыри и что к этому приводило.
Что вообще такое экономический пузырь? Эта метафора описывает ситуацию, когда рыночная цена актива необоснованно завышена на протяжении длительного времени из-за спекулятивного спроса. Резкий рост и эйфория сменяется обвалом цены — пузырь лопается.
Развитие пузырей объясняют теорией «большего дурака»: наивные участники рынка (дураки) скупают переоцененные активы, надеясь их выгодно перепродать. Цепочка прерывается, когда участник не может найти очередного дурака, чтобы перепродать ему актив. Билл Гейтс в качестве примера таких переоцененных активов приводил криптовалюты и NFT.
1. Тюльпаномания
Один из первых известных пузырей случился в XVII веке в Нидерландах. Тогда страну охватила мода на тюльпаны, которые незадолго до этого привезли в Европу из Османской империи. Иногда луковицы цветов могли стоить больше годовой зарплаты рабочего, а цена некоторых коллекционных экземпляров превышала стоимость хорошего дома.
Торговать луковицами можно было только с конца весны до осени, а в остальное время, пока они были в земле, фермеры продавали права на их покупку в будущем. Такие расписки считают первыми фьючерсами. Со временем их тоже стали перепродавать, раздувая цены еще больше. Пузырь лопнул, когда на торгах в Харлеме в 1637 году на тюльпаны не нашлось покупателей. Рынок был перенасыщен, и за несколько следующих дней цена упала в десять раз.
До недавнего времени считалось, что тюльпаномания привела к волне банкротств, но сегодня исследователи сходятся во мнении, что экономические последствия не были катастрофическими: пострадала лишь узкая прослойка торговцев.
2. Каналомания
В XVIII веке промышленный рост в Англии требовал развития путей сообщения, и до появления железных дорог выходом стали судоходные каналы. По ним уголь и другое сырье доставляли в промышленные центры. После первых успешных попыток стали появляться акционерные общества, которые занимались строительством каналов. В 1790 году парламент одобрил один проект канала, в 1791-м — шесть, а в 1793-м — 21.
Инвесторы на волне ажиотажного спроса активно вкладывались, раздувая цену: на старте продаж некоторые бумаги росли в четыре раза даже до того, как парламент одобрял проект. Инвестиции в сооружение новых каналов за три года увеличились в 31 раз.
Пузырь лопнул по нескольким причинам. При невысоком уровне развития техники естественным препятствием стали большие уклоны и твердые породы — выросла себестоимость. К тому же в Европе в конце XVIII века началась эпоха наполеоновских войн, которая подорвала экономику всего региона. Полностью каналомания сошла на нет в начале XIX века, тогда ее сменил железнодорожный бум.
3. Железнодорожная мания (Англия)
Первый паровоз появился в начале XIX века, но общество долго не принимало инновацию, подозревая в ней нечистую силу, пугаясь шума и скорости. Тем не менее скепсис удалось преодолеть: в 1825 году построили первую линию, и в том же году парламент выдал патенты еще на шесть. Когда открыли линию между Манчестером и Ливерпулем, акции компании-владельца выросли вдвое. К концу 1830-х в стране насчитывалось около 2 тыс. миль железных дорог, между некоторыми городами было по несколько веток разных компаний.
Но мания наступила только в 1840-х, когда упала стоимость строительства дорог и исчезли сомнения в их великом будущем. К 1845 году было запланировано строительство 8 тыс. миль железных дорог. Вместо акций компаний стали выпускать скрипы — сертификаты на акции, которые скоро превратились в самостоятельный инструмент. Спекулятивный спрос доводил цены до 500% от начальных, банки выдавали кредиты под залог акций с процентными ставками до 80%. Все ждали краха, но надеялись не оказаться крайними в цепочке спекуляций.
В итоге пузырь лопнул, когда ЦБ поднял ключевую ставку и из отрасли ушел поток спекулятивных денег. Чтобы построить запланированные ветки, компании стали требовать довнести акционерный капитал, но это больно ударило по другим отраслям экономики. В итоге парламент принял указ о прекращении строительства железных дорог. Многие проекты так и остались нереализованными.
4. Флоридское сумасшествие (США)
В конце XIX века нефтяной магнат и партнер Джона Рокфеллера Генри Флаглер затеял превратить Флориду в курорт: он стал строить гостиницы, скупать железнодорожные ветки, сооружать новые и объединять их в сеть. Одна из новых станций была в деревушке, которая стала современным Майами.
В начале XX века популярность нового курорта выросла среди наиболее обеспеченной части общества, которая из-за Первой мировой войны не могла отдыхать на французской Ривьере. Развитию способствовало и осушение диких болот Эверглейдс, занимавших приличную часть штата: земли здесь стали доступны менее обеспеченным людям. К тому же свою роль сыграло аномальное отсутствие ураганов: природных катастроф в регионе не было с 1906 года, и о них на время забыли.
К 1920-м Флорида стала одной из самых перспективных локаций в США. Со всей страны в солнечный приморский штат съезжались люди: в 1925-м ежедневное количество въезжающих составляло около 7 тыс. человек. Везде строили отели, дома, инфраструктуру, причем дешевизна материалов и скорость были главными ориентирами. Вокруг региона был такой ажиотаж, что объекты покупали на стадии строительства, а некоторые компании продавали право на покупку земли в будущем. Спекулянты перепродавали такие авансовые квитанции десятки раз.
Мощные тропические циклоны 1920-х годов, тысячи жертв и разрушенных домов уничтожили славу Флориды как райского места. К тому же осушение болот оказалось неэффективным, и вода возвращалась, затапливая новые постройки. Цены на землю и недвижимость обвалились. Последней точкой в истории этого экономического пузыря стал биржевой кризис 1929 года.
5. Японский финансовый пузырь (Япония)
Во второй половине XX века Япония переживала мощный экономический рост. К началу 1980-х годов страну благодаря ее технологическому экспорту воспринимали как нового мирового лидера, в то время как США переживали спад: слишком сильный доллар мешал экспорту, а знаменитые промышленные гиганты превращались в «ржавый пояс». В Японии царила эйфория: стоимость недвижимости и акций росла огромными темпами.
В середине 1980-х США, Япония, Германия, Франция, Германия и Великобритания договорились регулировать курсы национальных валют по отношению к доллару, чтобы сохранить баланс международной торговли. В результате иена укрепилась по отношению к доллару, притормозив экспорт и экономический рост. В ответ японский ЦБ стал снижать ключевую ставку: за год ее опустили в два раза с 5 до 2,5%. Подешевевшие деньги хлынули на рынок, и рост стоимости недвижимости и акций ускорился, появился спекулятивный спрос. Индекс Nikkei 225 в 1985—1989 годах вырос в четыре раза. Также росла цена недвижимости: к концу 1980-х квартира площадью 75 квадратных метров в полутора часах езды от центра Токио обошлась бы в восемь с лишним средних годовых зарплат офисного работника.
Когда к концу 1980-х рост цен стал угрожающим, власти страны ограничили кредитование и резко повысили ключевую ставку (до 6% в 1990-м). Одновременно в Европе и США упал спрос на экспортную продукцию Японии. Без веры в непрерывный рост цен исчез спекулятивный спрос, и пузырь лопнул. Цепная реакция привела к феномену, получившему название «потерянные десятилетия»: компании потеряли источники финансирования и сократили инвестиции, банки заморозили кредитование, упали потребительские расходы.
6. Пузырь доткомов (США)
1990-е годы — время расцвета доткомов — так называли онлайн-компании, которые тогда появились. Быстрый рост eBay, Yahoo! и Amazon подогревал интерес к интернету. Компании делали себе сайты, а в обществе нарастала эйфория от новых возможностей, которые открывало объединение мира информационной сетью. В эту сферу хлынул поток инвестиций. Стартапы, которые еще не начали зарабатывать, направляли привлеченные деньги на маркетинг, чтобы раздуть интерес и привлечь еще больше средств. В результате капитализация компаний росла бешеными темпами, и многие из них были переоценены. В 1995—2000 годах технологический индекс NASDAQ вырос в четыре раза.
В 2001-м инвесторы стали терять веру в доткомы. Крупные игроки понимали, что рынок находится на пике, но раздутые капитализации не поддержаны реальными возможностями бизнеса. Они стали распродавать бумаги интернет-компаний, а за ними последовали и широкие массы инвесторов. В 2002 году индекс NASDAQ обвалился на 78%, потеряв в капитализации около 5 трлн долларов.
7. Ипотечный пузырь (США)
Один из самых известных экономических пузырей привел к финансовому кризису в США, который перерос в мировой экономический спад. В начале 2000-х рынок недвижимости США переживал бум. Спрос подогревался доступными ипотечными программами. При этом цены на недвижимость росли, и в крайнем случае банкам не составляло труда продать дома несостоятельных заемщиков. Чтобы привлекать новый капитал, банки выпускали ипотечные облигации под будущий доход. Вырученные от инвестфондов средства они снова выдавали заемщикам.
При этом благонадежных заемщиков со временем становилось все меньше, и для поддержания масштабов кредитования требования к ним стали смягчать. Выросла доля кредитов с высокими показателями риска, к тому же значительная их часть была с плавающей ставкой. К 2006 году рынок недвижимости был насыщен, и цены стали падать. Ставки по кредитам росли, рефинансировать их стало сложнее. В результате в 2007-м стремительно выросло количество просрочек. Множество людей выселяли из домов, но банки уже не могли покрывать убытки, продавая дома должников. Вместе с тем обвалился и рынок ипотечных облигаций. Последовала череда громких банкротств финансовых организаций, среди которых был крах одного из крупнейших инвестиционных банков мира Lehman Brothers. В 2008—2009 годах кризис перекинулся на другие отрасли и страны, в итоге он привел к глобальному снижению спроса и сокращению производства.