На Западе уже несколько лет крайне популярна тема гендерного неравенства. Неравнодушные исследователи, консультанты и социологи со всего мира (в основном, конечно, американцы) публикуют работы, в которых доказывают существование как минимум четырех финансовых «разрывов» (gaps, «проявлений неравенства») между мужчинами и женщинами. Мы собрали основные их аргументы с ссылками на исследования.
Размер заработной платы (Wage Gap).
Во всём мире женщины зарабатывают в среднем меньше, чем мужчины. Например, в США по данным за 2018 год, отношение средней з/п женщин к з/п мужчин составляло 82%, разрыв 18%. Разрыв растет после рождения ребёнка: после этого он доходит до 30%. Согласно исследованию PayScale, женщины достигают пика роста заработной платы в 44 года, тогда как мужчины в 55 лет.
Количественные оценки разрыва в заработной плате действительно впечатляют. По расчётам PayScale (опубликованы в 2020 г.), за всю свою карьеру женщина в среднем зарабатывают на 900 000 долл. США меньше мужчины.
Ещё один значимый фактор, оказывающий влияние на размер заработной платы — карьерное продвижение. В своём исследовании эксперты McKinsey отмечают, что в 2019 году на каждые 100 мужчин, получивших повышение и нанятых на должность руководителя, приходилось лишь 72 женщины. Таким образом, мужчины в конечном итоге занимают 62% руководящих должностей. Кстати, в 2020 году должность CEO в компаниях из списка Fortune 500 занимают 37 женщин (разумеется, из 500).
Интересный факт: наличие женщин-руководителей благоприятно сказывается на прибыльности компаний.
Уровень благосостояния (Wealth Gap).
Из одного разрыва следует другой. Разница в заработной плате, дискриминация в карьерном продвижении приводят к значительному разрыву в уровне благосостояния женщин.
Сталкиваться с гендерным неравенством американцам приходится с детства: мальчикам родители выделяют на карманные расходы в два раза больше денег, чем девочкам. По статистике, на 5 финансово зависимых женщин, живущих от зарплаты до зарплаты и не имеющих подушки безопасности, приходится лишь 1 такой мужчина. А выходя на пенсию, среднестатистическая женщина имеет лишь 2/3 состояния среднестатистического мужчины. Не удивительно, что только 52% мужчин в исследовании PwC высказали мнение, что финансовые вопросы вызывают у них наибольший стресс. Для сравнения: доля женщин, обеспокоенных финансовым положением, достигает 65%. При этом, по данным NYT, женщины в среднем более успешные инвесторы.
Продолжительность жизни (Retirement Needs Gap).
Общеизвестный демографический факт: женщины во всём живут дольше мужчин. Возраст дожития у женщин больше, чем у мужчин, а уровень благосостояния при выходе на пенсию на треть ниже. В США 65-летняя женщина должна за свою жизнь заработать на 120 000 долл. больше, чем аналогичный мужчина, чтобы поддерживать тот же уровень жизни до конца своих дней.
Инвестирование в акции (Retail Investing Gap).
Исторически сложилось, что инвестировать в акции (один из самых высокодоходных классов активов) в США предпочитали 60% мужчин и 40% женщин. Согласно исследованию Gallup, в последнее время этот разрыв стремительно сокращается. После глобального финансового кризиса с 2009 по 2017 год 56% мужчин и 52% женщин инвестировали в акции. Таким образом, разрыв сократился всего до четырех процентных пунктов. Женщины составляют лишь 8% профессиональных инвесторов. Во всей индустрии паевых (взаимных) инвестиционных фондов только 10% портфельных менеджеров — женщины.
Как инвестируют женщины?
В апреле 2020 года, BCG опубликовала результаты опроса 300 состоятельных инвесторов обоих полов. Опрос был посвящен исследованию степени влияния гендерных факторов на принятия решений по управлению активами. BCG делится следующими ключевыми выводами.
1. Богатство для женщин — это не самоцель, а средство достижения целей.
Женщины склонны вкладывать средства в то, чтобы ДОБИТЬСЯ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ, будь то сохранение сбережений, поддержка текущего образа жизни после выхода на пенсию, создание семейного бизнеса или оказание социального влияния в своем сообществе. Напротив, 96% мужчин отметили, что инвестируют только с целью увеличить доход, а свои инвестиционные решения основывают на ожидаемой доходности классов активов.
2. Женщины принимают инвестиционные решения основываясь на фактах, а не на интуиции.
Эксперты BCG отмечают, что и мужчины, и женщины готовы идти на риск, однако женщины, как правило, тщательнее обдумывают свои действия. При этом, если у женщин есть данные, необходимые для принятия обоснованного решения, их инвестиционные решения не отличаются от «мужских». Вот особенности поведения, которые отличают женщин-инвесторов: более продолжительный срок инвестирования, широкая диверсификация, редкие операции на счете (а значит, меньшие комиссии), более сбалансированный риск-профиль.
Опрошенные BCG женщины, как правило, менее склонны принимать риск. Они хранят более высокую долю своих активов в краткосрочных казначейских векселях (cash — как в #FXTB или #FXMM) и депозитах. Такой консервативный подход означает, что женщины могут потерять возможность получения более высокой доходности. Поскольку почти 30% их портфелей сосредоточены в медленно растущих активах, женщины могут испытывать дефицит благосостояния при выходе на пенсию. Этот дефицит усугубляется тем, что их средняя продолжительность жизни больше, чем у мужчин.
3. Девушки-миллениалы не так сильно отличаются по поведению от мужчин того же поколения.
Как показывает исследование BCG, молодые девушки более финансово грамотны, чем женщины старшего поколения, а гендерные различия в поведении и подходах инвесторов уменьшаются по мере того, как поколения становятся моложе. Мужчины и женщины поколения миллениалов в целом разделяют схожие взгляды относительно инвестирования. Девушки-миллениалы, как правило, лучше образованы (46% имеют степень бакалавра) и большая часть из них (98%) строят профессиональную карьеру. Женщины поколения X отстают по этим показателям — 36% и 86% соответственно.
4. Культурные различия играют решающую роль в формировании инвестиционного поведения.
Например, женщины на Ближнем Востоке сталкиваются с культурными барьерами, которые ограничивают их роль в финансовых вопросах. В опросе BCG ни одна из ближневосточных женщин не сказала, что участвует в принятии инвестиционных решений. Обратная картина наблюдается в Азии, где большинство опрошенных женщин заявили, что имеют влияние в принятии инвестиционных решений в своих семьях. Аналогичная история наблюдается и в Северной Америке. В Европе мужчины и женщины совместно несут ответственность за финансовое и инвестиционное планирование. Скорее всего, в России будет наблюдаться похожая картина.