«Дергаться не надо». 7 ошибок, которые совершали инвесторы во время кризисов

· 5 минуты на чтение
«Дергаться не надо». 7 ошибок, которые совершали инвесторы во время кризисов

Лучшее стратегия поведения частного инвестора в кризис — цигун, практика сосредоточенного спокойствия из китайских боевых искусств. А паника — главный враг. Рассказываем о типичных ошибках, которые совершали инвесторы во время прошлых просадок.

В относительно спокойные периоды, когда происходят естественные колебания фондового рынка, у инвесторов есть возможность взвешенно управлять своим портфелем. И даже если какие-то решения окажутся ошибочными, последствия, скорее всего, не приведут к катастрофе — особенно на долгосроке. Но в ситуации неизвестности, полной непредсказуемости и обширных регуляторных ограничений «производные» от неверных шагов могут буквально разорить и поставить крест на финансовых целях. Мы собрали несколько историй и ошибок инвесторов, которые они допускали во время разных кризисов. 

1. Беспорядочно распродавали активы 

Продажа всего, пока ситуация не стала еще хуже, дает ощущение контроля и приносит облегчение, но надолго от стресса не избавляет. Наоборот, она запускает цепочку тревожных вопросов: правильно ли я сделал? когда покупать снова? что теперь должно быть в портфеле? — и расшатывает уверенность в собственных силах. Помните: импульсивным действиям в ситуации высокой волатильности — строгое нет. 

Вот как Алексей Хохлов, начальник тренингового центра «Открытие Брокер», вспоминает кризисный 2008 год: «Поддавшись панике, инвесторы избавлялись от российских «голубых фишек» и теряли до 90% стоимости портфелей». Например, в 2007 году, когда акции Сбербанка начали продавать широкому кругу инвесторов, бумаги банка стоили около 89 рублей, а в октябре 2008 года — меньше 17 рублей. Но банк продолжал работать, и уже в январе 2010 года стоимость акций превысила цену времен «народного IPO», поднявшись до 90,5 рубля. Инвесторам нужно было только взять себя в руки и терпеливо подождать, пока котировки вырастут.

2. Скупали валюту, чтобы продать ее подороже

По меткому наблюдению финансиста Максима Малетина, «покупка валюты — привычная реакция российского человека в период неопределенности». Из кризиса в кризис люди скупают доллары и евро себе в убыток или полностью распродают все запасы наличности, пытаясь заработать на курсовой разнице или предвосхитить запрет на операции с иностранной валютой. 

Например, в конце 2014 года россияне покупали доллары по 85—90 рублей, хотя позже можно было конвертировать рубли гораздо дешевле. 

Графики

Источник: ТАСС

Впрочем, можно не ворошить историю семилетней давности, а вспомнить прошлый месяц. Еще в середине марта многие покупали доллары по 120—140 рублей, а уже в начале апреля курс опустился до 83 рублей за доллар. 

3. Слепо доверяли слухам о том, что происходит в экономике

Вы можете потерять все инвестиции и крупно проиграть, если доверитесь алармистам, дающим очередной апокалиптический прогноз, или станете полагаться на «секретные инсайды». Относитесь к любой манипулирующей информации с осторожностью. Немногие готовы публично признавать свою наивность и доверчивость, однако в интернете все-таки встречаются истории про то, как люди из-за публикаций на «закрытых форумах» или торговых сигналов в «экспертных» телеграм-каналах совершали странные маневры со своими активами и собирали одну неудачу за другой. 

Кстати, провальные подсказки можно встретить и в открытых группах. 23 ноября 2014 года пользователь форума banki.ru поделился рекомендацией после 15 декабря «сливать» доллары. Отчасти этот подход оправдал себя: действительно, в том месяце произошло кратковременное падение курса, но уже с января 2015 года он резко начал расти. 

4. Занимались стихийными спекуляциями 

Масштабные спекуляции, которые становятся возможными из-за кризисных «дыр» и уязвимостей в алгоритмах банков, возникающих из-за сверхнагрузок, могут привести к неприятностям. 

Приведем в пример свежую историю «Тинькофф Банка», которая собрала тысячи комментариев и стала предметом бурных обсуждений. Во второй половине марта пользователи начали жаловаться на длительные блокировки счетов и списания средств, полученных в результате обмена валюты. Но оказалось, банк просто компенсировал ущерб за «многократные переводы между валютными счетами для личного неправомерного обогащения», то есть за попытки спекулировать на валютном рынке и пользоваться сбоем в работе алгоритма расчета кросс-курсов валют. При циклическом обмене «рубль в фунт, фунт в доллар» клиенты зарабатывали на каждой такой итерации, а после корректировки курса банк списал эти «заработки», чтобы покрыть свои убытки, потому что по договору клиенты не могут использовать внебиржевые банковские или валютные операции для получения дохода.

5. Были излишне оптимистичны и самоуверенны

Уверенность в положительном исходе и надежда на лучшее необходимы, но излишний оптимизм может сыграть против вас. Частному инвестору будет полезно спланировать наихудший для себя сценарий, чтобы учитывать его в антикризисной стратегии. 

Так, например, Евгений Малыхин, директор инвестиционного департамента УК «Атон-менеджмент», неплохо заработал на кризисе 1998 года и потом 10 лет успешно работал на фондовом рынке. Но в 2008 году он наделал катастрофических ошибок: никак не мог распрощаться с уверенностью, что при нефти по 150 долларов рынок не может упасть, не слушал коллег, предупреждавших о скорой рецессии. И, даже когда рынки стали падать, упорно держался за свою идею фикс: «Я подумал: может быть, стоит сократить позиции. Но тут же отмел эту мысль». В итоге нефть рухнула — а с ним и фонд акций, которым управлял финансист.

6. Забывали о своих финансовых целях

Инвестирование начинается с постановки конкретных целей — создания «пенсионного сундука», финансового фонда на крупную покупку или образование детей. Под эти цели подбираются стратегия, инструменты и параметры портфеля. Большая ошибка — перестать придерживаться выбранных четких установок и в хаосе кризиса распродавать активы с большим дисконтом. 

По статистике финансовой компании Fidelity, около 15% всех ее клиентов полностью распродали свои акции на «медвежьем рынке» весной 2020 года. Тогда же свои акции продали около трети ее клиентов старше 65 лет. Но если для инвесторов «золотого возраста» решение избавиться от падающих активов и выйти в кеш кажется логичным поступком, то у тех, кто изначально не планировал делать cut & run, оно явно стало следствием паники.

«Дурак с планом будет гораздо более успешным, чем умный без плана. Поэтому, если до начала этого всего у инвестора была долгосрочная стратегия, ее надо придерживаться», — уверен Валерий Золотухин, основатель и генеральный директор Impact Capital. Вспомните его слова, когда в очередной раз почувствуете желание «резать и бежать».

7. Считали, что в этот раз все по-другому, и не верили в восстановление в будущем

Кризисы отличаются контекстом. Их могут вызывать разные причины. Отличается и длительность рецессии, их глубина и последствия. Но неизменно одно: когда влияние «черного лебедя» заканчивается, рынок восстанавливается и идет вверх. 

«Все обвалы, а я пережил таких четыре, как минимум через весьма короткое время переходят в рост. Ни один из обвалов в истории не закончился закрытием рынка навсегда. Спокойствие и рассудительность сохранят и приумножат то, что надо сохранить и приумножить», — пишет один из пользователей форума banki.ru. 

В текущей ситуации краткосрочным инвесторам стоит запастись терпением и принять тот факт, что теперь они должны действовать как долгосрочные инвесторы, даже если раньше не рассчитывали на это.

Что еще почитать: