Профессор Малкиел всегда считал, что автоматизированные финансовые советники — оптимальный способ составить диверсифицированный портфель из ETF. Ведущие американские компании, такие как Wealthfront и Vanguard, уже давно используют робо-эдвайзинговые платформы для составления портфелей клиентов. И таких клиентов становится все больше: постоянно растет число американцев в возрасте от 18 до 70 лет, которые пользуются роботизированными финансовыми советниками.
Бертон Малкиел — известный американский профессор, автор одной из самых востребованных книг по инвестированию «Случайная прогулка по Уолл-стрит». В течение 28 лет он был членом совета директоров Vanguard Group, а в настоящее время — директор по инвестициям в Wealthfront.
Барри Ритолц: Как вы познакомились с робо-эдвайзерами?
Бертон Малкиел: Как вы уже знаете, биржевые инвестиционные фонды — это то, во что я верил всю свою жизнь. Робо-эдвайзеры или автоматизированные финансовые советники используют в основном только фонды ETF для формирования портфелей клиентов, поэтому нет ничего удивительного в том, что я сразу заинтересовался идеей робо-эдвайзинга. Кроме того, робо-эдвайзеры производят автоматическую перебалансировку портфеля, чтобы поддерживать его в пределах уровня риска, который хочет клиент. То есть фактически робо-эдвайзер — это такой автоматизированный финансовый консультант, который делает все то, что мог бы сделать для клиента живой инвестиционный консультант, но только взимает за услугу лишь небольшую комиссию. Как я уже говорил, я уверен, что это очень эффективно.
Барри Ритолц: Мне кажется, сам термин «робо-эдвайзер» (robo-adviser) может вводить в заблуждение.
Бертон Малкиел: Речь идет не о том, что есть какой-то бессмысленный робот — машина, которая делает все самостоятельно, которая может сломаться, выйти из строя, совершить ошибки. Как главный специалист по инвестициям, могу вас заверить, что за работой этого «робота» на самом деле стоит очень много умных людей.
Барри Ритолц: Давайте поговорим немного о других гостях нашей программы и ваших коллегах. Например, о Джоне Богле, основателе The Vanguard Group, — он был у нас на шоу несколько месяцев назад. Вы с ним много лет работали вместе; расскажите нам какую-нибудь историю.
Бертон Малкиел: Расскажу вам забавную историю о Джоне Богле. Думаю, вы знаете, что многие работники с Уолл-стрит носят итальянские костюмы и часы за 8000 долларов. Джон всегда приходил на все встречи в своем любимом всегда мятом костюме. Когда он впервые встретился с Уорреном Баффетом, Джон сказал ему: «Знаете, что мне действительно нравится в вас? Это то, что ваш костюм помят не меньше моего». После этого они стали хорошими приятелями. К тому же, как вы, наверно, знаете, Уоррен Баффет — такой же сторонник индексного инвестирования, как и Джон Богл. Ему принадлежит известная фраза: «Я сказал своей вдове, что, когда меня не станет, я хочу, чтобы у нее были индексные фонды». Кстати, это ведь именно Уоррен Баффет заявил публично, что наступит время, когда все начнут инвестировать в индексные фонды.
Барри Ритолц: Чарли Эллис, как и вы, был членом правления The Vanguard Group; вы с ним знакомы?
Бертон Малкиел: Конечно, мы хорошо знаем друг друга и написали совместную книгу «Победа в игре для проигравших» («Winning the Loser’s Game»). И я могу отдать ему должное — Чарли всегда приводил замечательные аналогии об инвестировании. Например, он как-то сказал: «Слушай, предположим, что ты теннисист, но ты не профессионал. Профессионал набирает больше очков благодаря быстрым и просчитанным до мелочей подачам, которые не может отбить его соперник. Среди непрофессиональных игроков в теннис выигрывают те, кто сделал меньше ошибок. Так и в инвестировании. Если вы не профессиональный лицензированный участник фондового рынка, прикладывать дополнительные усилия в инвестировании — это путь к проигрышу». Чарли Эллис, как и я, верит в индексное инвестирование. Раньше, когда Чарли только начинал свою карьеру и основал компанию Greenwich Associates, которая помогала выбирать лучших инвестиционных консультантов, он верил в активное управление, и только спустя годы он пришел к тому, что инвестирование в биржевые индексные фонды — наиболее прибыльная и безопасная стратегия для инвесторов.
В США робо-эдвайзеры используют в основном биржевые инвестиционные фонды для формирования портфелей. В России сейчас существует только один робо-эдвайзер, разработанный по международным стандартам и формирующий портфели из ETF, — «Финансовый Автопилот».
Почему российскому инвестору безопаснее выбрать отечественного робо-эдвайзера? Фонды FinEx ETF, из которых «Автопилот» формирует портфели, проходят многоуровневую проверку на соответствие европейскому законодательству и внутренним процедурам. Инвесторы могут формировать портфели из индексных фондов без помощи офшоров и иностранных брокеров. Еще один плюс робо-эдвайзера в российском правовом поле — возможность открыть индивидуальный инвестиционный счет (ИИС). Такой счет позволяет инвестору получить налоговые льготы от государства и увеличить доход от инвестиций.
Профессор Малкиел убежден в том, что главные правила инвестирования — не транжирить деньги, не покупать все активы по отдельности, не впадать в азарт и не пытаться обыграть рынок, а также не доверять слепо своим финансовым консультантам. Нужно всего лишь выбирать те активы, которые потребуют от вас минимум потраченных средств, минимум комиссий и минимум физических и умственных усилий. Если вы, конечно, не хотите посвятить инвестициям или трейдингу все свое свободное время (и несвободное тоже).
В следующей статье профессор Малкиел расскажет про аллокацию активов в портфеле, а именно — почему развивающиеся страны интересней развитых.
Решили купить ETF?
Читайте в предыдущих статьях: