Did Capitalism kill inflation?1 — красивое название для очередного скандального расследования от последователей марксизма? А вот и нет. Статья вышла в журнале Bloomberg Businessweek буквально в прошлую пятницу и обвиняет капитализм в создании самой насущной проблемы для развитых экономик (по мнению председателя совета управляющих ФРС Джерома Пауэлла) — отсутствии инфляции. И нет, судя по последним исследованиям, к снижению темпов роста цен во всех развитых странах привели не действия центробанков, а глобализация, автоматизация и исчезновение профсоюзов (или комбинация всех трех факторов), снижающие переговорную силу «пролетариата» на рынке труда.
Через десятилетия после Второй мировой войны польский экономист Михал Калецкий описал инфляцию как классовую борьбу между бизнесом и рабочими. Если вторым все-таки удается добиться повышения заработной платы, то первые стараются компенсировать рост затрат за счет повышения цен на продукцию, заставляя рабочих требовать еще больших прибавок и далее по спирали «зарплата — цена — зарплата». Но если рабочие не могут оказывать никакого влияния на размер оплаты труда, как сейчас происходит во многих сферах производства, то никакого движения по спирали не происходит и роста инфляции нет или же он минимален.
Невероятно, но факт: даже некоторые представители ФРС США склоняются к тому, что инфляция может быть связана с классовой борьбой. Так, Ричард Кларида, только приступивший к должности вице-председателя ФРС экономист из Колумбийского университета, отмечает падение доли услуг труда (заработных плат и предпринимательского дохода) в национальном доходе с 71% в 1970-м до 66,4% в 2018-м.
Но может быть инфляцию просто плохо ищут?
В 2016 году Барри Ритхольтц писал2 о том, что инфляция никуда не делась. Несмотря на то что усредненный показатель инфляции в США по всей рассчитываемой корзине растет очень медленно, рост цен отдельных услуг просто колоссальный. На графике видно, что инфляция образовательных и медицинских услуг, без покупки которых у молодых работников мало шансов на успешную карьеру, за 20 лет составила 112% и 197% соответственно. Учитывая стагнирующие в последние 30 лет зарплаты в США3, продолжающийся рост цен на образовательные услуги является крайне тревожным сигналом.
Рис.1. Изменение цены различных категорий товаров и услуг с 1996 по 2016 года.
Фанаты марксистской теории любят сложившуюся ситуацию называть результатом «классовой борьбы» капиталистов и трудящихся, следствием которой становится потеря последними доли в создаваемой стоимости. Действительно, данные о динамике доли работников и предпринимателей в ВВП подтверждают наличие перераспределения. Однако является ли это источником низкой инфляции и роста? Считаем, что нет. По мнению многих экономистов, в том числе Рагурама Раджана4, одним из основных источников низкой инфляции и недостаточного темпа экономического роста в развитых странах является рост неравенства (за период 1979—2010 гг. доля национального дохода США, достающегося 1% богатейших граждан, удвоилась и достигла 20%). Результатом роста неравенства стала баснословная инфляция товаров роскоши, произведений искусства и, конечно, образования, т. к. именно с ним связан шанс получить соразмерный кусок от подросшего пирога (работники с ремесленными навыками и специальным образованием претендовать на рост дохода не могут).
Концентрация дохода в руках богатейшей части населения неизбежно приводит к росту сбережений: население с невысоким или средним уровнем дохода любую прибавку в доходе тратят на потребление, подталкивая тем самым экономический рост, а богатые, наоборот, сберегают. Экономические политики пока не научились решать проблему экономического неравенства, так как, например, реализация мер, нацеленных на повышение качества и доступности образования, требует десятилетий и вряд ли может быть осуществлена в рамках 1-2 избирательных циклов. В результате политики используют популистские решения, которые похожи на сахар. Они делают вас счастливым на час, но планомерно ведут к трагедии сахарного диабета. Именно так было со стимулами для американских семей при покупке недвижимости: началось все с благой цели помочь гражданам реализовать «американскую мечту», а закончилось величайшим финансовым кризисом в современной истории.
Что все это значит для обычного инвестора?
Во-первых, стоит помнить, что среднему человеку без современного качественного образования на праздничном столе глобализации, либерализации и роста производительности будут доставаться лишь кости. Во-вторых, следует внимательнее отнестись к инвестированию: чем раньше вы начнете инвестировать в акции мировых компаний, тем больше шансов у вас вернуться за праздничный стол, ведь именно вложения в акции (трансформация из поставщика труда в поставщика капитала) обеспечивают доступ к выигрышам от экономического роста.
Естественно, возникает вопрос: как инвестировать, чтобы угадать будущих технологических лидеров? Здесь существует достаточно простой рецепт: инвестируйте через индексные инструменты (такие, как ETF), и вы гарантированно не пропустите появление новых индустрий и компаний-звезд, получивших наибольшие выигрыши от экономического роста и технологического прогресса.
Авторы: Анна Бердникова, аналитик FinEx, Олег Янкелев, Генеральный директор, ООО «УК “ФинЭкс Плюс”», Старший партнер, FinEx Investment Management LLP
1https://www.bloomberg.com/news/articles/2019-04-17/did-capitalism-kill-inflation
2https://ritholtz.com/2016/08/inflation-look-right-places/
3https://www.pewresearch.org/fact-tank/2018/08/07/for-most-us-workers-real-wages-have-barely-budged-for-decades/
4https://www.chicagobooth.edu/faculty/directory/r/raghuram-g-rajan