Разбираемся в финансовых привычках жителей древнего горного государства, которое стало одним из самых востребованных направлений релокации для россиян.
Живут на переводы
Среднемесячная номинальная зарплата в Армении в 2022 году составила 226,6 тысячи драмов, или около 37 тысяч рублей по курсу середины декабря. При этом за чертой бедности к началу года жили 26,5% людей, а 1,5% статистическая служба отнесла к уровню крайней нищеты. Для многих переводы от родственников из-за границы составляют основу дохода. За пределами страны армян в два с лишним раза больше, чем в стране — около 7 млн против 2,9 млн. На переводы, в основном из России и США, приходится значительная доля ВВП страны: например, в 2019 году они составили 14%.
В 2022 году с наплывом россиян объем переводов резко вырос, только в январе — сентябре рост составил 125% по сравнению с аналогичным периодом в 2021-м. Из России за это время перевели $2,3 млрд, из США — $0,5 млрд. Приток денег в экономику вызвал рост стоимости потребительской корзины, который особенно сильно сказался на наименее защищенных слоях населения. Министерство экономики даже прогнозировало рост бедности до 42% по итогам года.
Получают кешбэк от государства
Армения постепенно переходит на безналичные расчеты, число карт за 5 лет выросло почти в 2 раза. Правительство всячески это стимулирует: с 2022 года физлицам запретили наличные операции на сумму больше 300 тысяч драмов (около 700 долларов), в Ереване пенсии, пособия и зарплаты почти полностью переведены на безналичную систему. Чтобы стимулировать переход пенсионеров на безналичный расчет, им возвращают 10% кешбэка за покупки по карте на сумму не более 50 тысяч драмов (около 9 тысяч рублей) в месяц.
Несмотря на все усилия, лишь треть карточных операций приходится на безналичную оплату. Жители страны предпочитают сразу или по частям обналичивать зарплату, снимая в среднем по 40—50 тысяч драмов за раз. Полному переходу на безналичные расчеты мешает также отсутствие POS-терминалов во многих магазинах.
Ездят на природном газе
Армению называют первой в мире по доле машин, которые ездят на природном газе: в среднем ее оценивают в 70%, но точнее сказать сложно. По сравнению с бензином, ездить на метане и пропане дешевле, но есть и серьезные риски. В большинстве автосервисов можно поставить необходимое оборудование, но официально это до недавнего времени никак не регулировалось, а учета машин на газе не вели. Из-за установки некачественного газобаллонного оборудования случаются взрывы. Также опасную практику используют на заправках: нагревают природный газ — так он расширяется и быстрее заполняет баллоны клиентов. Чтобы взять ситуацию под контроль, власти страны запретили заправлять машины с несертифицированными баллонами и ввели штрафы для газозаправочных станций.
Танцуют с деньгами
Армянская свадьба богата на традиции. Невеста исполняет два танца. Первый — шабаш, танец с деньгами. Гости во время него дают ей деньги, которые потом остаются у молодоженов. И уже только потом — танец для жениха (или с женихом). А еще есть танец с шашлыками: его танцуют во время выноса этого важного для армянской культуры блюда. Иногда вместе с официантами и артистами в танце с шашлыками принимают участие и молодожены.
Зарабатывают на украшениях
Ювелирная отрасль — одна из традиционных в Армении. На драгоценные и полудрагоценные камни, металлы и изделия из них приходится 11% экспорта страны. Здесь добывают золотоносную руду и перерабатывают ее в сплав золота с серебром.
В Ереване работает ювелирный завод, но для полного цикла производства в стране нет мощностей для окончательной очистки золота (аффинажа), поэтому полуфабрикаты экспортируют, а очищенный металл для ювелирных изделий ввозят из-за границы. Ювелирные украшения продают на нескольких специализированных рынках, где представлены десятки местных мастерских и брендов. Если поторговаться, можно добиться скидки в 10—15%.
Привлекают патриотичные инвестиции
В 2021 году внутренние инвесторы вложили в экономику Армении рекордные 1,4 трлн драмов — около 209 млрд рублей по среднегодовому курсу. Несмотря на это, страна испытывает инвестиционный голод: внутреннего капитала не хватает, а внешние инвесторы вкладываются неохотно.
Исключение — огромная диаспора армян в мире: они не только переводят деньги родственникам, но также способствуют привлечению инвестиций и сами активно вкладываются в экономику родной страны, причем опросы показывают, что им не хватает для этого инструментов. Поэтому специально для армян, которые живут за границей, собираются выпустить диаспоральные облигации.
Географически главный источник инвестиций в страну — Россия, на нее приходится около $2 млрд, это около 40% всего объема вложений. В 2021 году приток прямых иностранных инвестиций вырос на 54%, а в первой половине 2022-го прибавил около 80% по сравнению с тем же периодом годом раньше.
Развитием Армянской фондовой биржи сейчас занимается Варшавская фондовая биржа, она купила 65,03% акций торговой площадки у ЦБ Армении летом 2022 года. Ее цель построить в стране инфраструктуру, которая поможет предприятиям привлекать капитал, а жителям страны — эффективно управлять своими сбережениями и инвестициями.
Что еще почитать:
- Тук-тук из досок и золото в каждой семье: как индийцы относятся к деньгам
- Гибридные машины и разные суммы в меню и счете: как грузинское экономическое чудо изменило жизнь обычных людей
- Пенсию — на квартиру, зарплату — на калым: финансовые привычки казахстанцев
- Финансы в изоляции: как иранцы научились жить и зарабатывать под санкциями